Приветствуем Вас в блоге белорусского отделения компании "МедиуМ"!!!


вторник, 24 мая 2011 г.

Подводные камни школьного электронного образования

Каждый год, начиная с 2005 г., с завидной регулярностью мы принимаем участие в разработке электронных учебников для белорусских школьников.

Наш проектный менеджер Алёна Юркевич предлагает свое видение результатов и перспектив многих проектов. Думаю, что данный материал будет полезен многим профессионалам в области электронного обучения, ответственным чиновникам, учителям и наконец, самим школьникам…

image

 

 

 

 

 

 

 

«В то время как космические корабли бороздят…» в Беларуси продолжается проект информатизации средней школы. Объявлен эксперимент по оснащению учащихся нескольких средних школ компьютерами планшетного типа. Того и гляди уйдут в прошлое печатные учебники. В рамках программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007—2010 гг.» разработано большое количество мультимедийных учебных пособий - ЭСО (электронных средств обучения). Большинство предметных ЭСО уже прошли успешную апробацию в средних учебных заведениях по поддержке учебных дисциплин, организации удобной формы изучения теоретического материла, организации контроля и системы оценивания учащихся. Проводится ряд семинаров и конференций, где учителям предлагают активно использовать созданные электронные пособия в учебном процессе. На первый взгляд картина оптимистичная, и всем участникам есть чему радоваться и чем гордиться. 

Однако, так безоблачно все выглядит со стороны. Но факт налицо, за прошедшие 6 лет существенного прогресса нет. Провозглашенный процесс информатизации не приносит положительных результатов для конкретного ученика средней школы, его учителя и его родителей. Эти тенденции характерны не только для Беларуси, в России ситуация не лучше.

Как непосредственные участники событий, попробуем разобраться в ситуации изнутри.

Мы пропустим вопросы разработки собственной белорусской СДО для учебных заведений. Это – тайна покрытая туманом, хотя работы в эту сторону ведутся не один год. За это время один белорусский ВУЗ в изгнании смог построить изящную и эффективную СДО на базе открытой платформы Moodle. Специалисты ЕГУ готовы делиться знаниями и опытом, только вот не знают с кем.

Мы пропустим тему тестирования ЕГЭ, т.к. сюда уже «вбуханы» такие средства, которые позволили бы содержать полк отставников в течение 100 лет, в обязанности которых входило бы весной и в начале лета сличать поставленные учеником крестики с верным оригиналом.

И наконец, мы не будем обсуждать тему «железного лома». Т.е. освоенных республиканского и областных бюджетов на закупку огромного количества компьютерной техники, которая оставалась табу для всех учителей в школе, кроме учителя информатики. А тем временем, всю ее уже пора отправить на свалку.

Хочу порассуждать на тему того, в чем я и команда «МедиуМ» – специалисты, не претендуя, однако, на истину в последней инстанции.

Камень первый: разработка технического задания

Чтобы создаваемый электронный учебник соответствовал запросу и параметрам заказчика, а также «попал в глаз» педагогу и в мозг ученику, нужно детально проработать техническое задание. ТЗ создается в тесном сотрудничестве с авторами и назначенными методистами. Однако на весь этот сложный процесс отводится не больше одной рабочей недели! Очень сложно точно охватить содержание всех разделов и тем учебной программы, сложно заранее предусмотреть, то количество иллюстраций, видео или аудио материалов, анимации, которое понадобится в той или иной теме. Все цифры оказываются очень приблизительными, и при непосредственной работе над проектами выясняется, что иллюстраций по одной из заявленных тем должно быть в 6 раз больше чем указано в ТЗ, а для того чтобы раскрыть вторую тему, их может быть в 3 раза меньше. А ТЗ уже утверждено, переиграть ничего нельзя, больше мультимедиа-объектов делайте, пожалуйста, а вот меньше – нельзя, и никаких аргументов в защиту быть не может. И бюджет проекта от добавленных по пути анимации, видео и иллюстраций не меняется! В то время как простая логика подсказывает, что количество мультимедиа-объектов только увеличивается. И тут либо страдает исполнитель, либо страдает качество.

Камень второй: согласование дизайна, принцип работы ЭСО

ЭСО – это не просто электронная книга, которую можно отсканировать и собрать, это интерактивное средство обучения, иначе, зачем же нам тратить столько сил и времени на его разработку?! Авторы-методисты, стараются весь свой, годами накопленный, материал поместить в учебник, а материала, порой, хватает на то, чтобы написать три раза по три тома «Войны и мира». Принцип работы ЭСО… Мы предлагаем несколько вариантов, утверждаем один и далее работаем только с ним. Входящие в приемную комиссию женщины разного, в основном почтенного возраста, ближе к сдаче проекта уже устают от большого количества интерактивности и «шевелящихся» объектов. Таким образом они определяют, что утвержденная логика, дизайн и основные принципы работы учебника сложны для восприятия «не компьютерщиков». Заказчикам уже не по душе «навороты» из их предыдущих хотений, хочется побыстрее вернуться к обычному сканированному виду электронного учебника с иллюстрациями и знакомыми стрелочками «вперед-назад».

Задумалась, откуда же возникают такие вопросы, возможно перед составлением ТЗ стоит авторам-методистам, представителям разработчика, представителям заказчика вместе посмотреть несколько вариантов хороших ЭСО, которые уже приняты, и активно используются?! И обсудить заранее в каком ключе будет функционировать данное средство обучения?! Нельзя сравнивать ЭСО по гуманитарному предмету, например по биологии, где можно рисовать анимации движения червячков и паучков или полет красивой разноцветной бабочки, и ЭСО по техническому предмету, например «Технология швейного производства», где предстоит работать с техническими чертежами.

Камень третий: мнения расходятся…

Авторы знают, как нужно преподносить материал, с которым им предстоит работать, как должна выглядеть та или иная иллюстрация, анимация, чертеж и т.д. А контролеру - заказчику хочется, чтобы электронное средство было ярким, со множеством иллюстраций, видео и анимации. Получается, что мы, разработчики, делаем курс по тем материалам и сценариям, которые нам предоставляет автор, и при этом, на комиссии по сдаче очередного этапа проекта, получаем множество замечаний и переделываем целые блоки ЭСО: разукрашиваем яркими цветами технические чертежи, добавляем вместо схем разноцветные картинки. Хотелось бы, чтобы автор-методист был главным экспертом, а заказчик прислушался к его мнению и доводам наших экспертов. А документ ТЗ отражал бы ситуацию, когда все пришли к компромиссу и чётко видно, что же все-таки заказчик хочет видеть на выходе, в результате нашей совместной работы.

Из приятного…

image

  А вообще, работа над подобными проектами очень интересна! Ведь так приятно понимать, что результаты твоего   труда востребованы и приносят реальную пользу.

   Мы моделируем процессы и целые системы, разрабатываем иллюстративный материал, который раньше учитель пытался изобразить мелом на доске, мы предоставляем новые возможности творчества преподавателям и познания учащимся. Преподаватель может выстраивать свой урок, в соответствии со своей логикой, дополнять материал, проводить контроль, оценивать учеников. Учащийся может изучать материал в своем темпе, возвращаться к наиболее сложному материалу, просматривать видео и анимацию.

 

Жаль, что бюджеты на финансирование подобных разработок с каждым годом выделяются все меньше и меньше…

Размышляла: Алена Юркевич

1 комментарий:

  1. Большой респект автору за "зрение в корень"). Все вышесказанное можно вполне отнести и к корпоративному сектору: те же болванки-ТЗ, те же внутрикомпанейские конфликты интересов заказчиков и предметников. Написание ТЗ силами Исполнителя - серьезный неоплачиваемый консалтинговый этап. Написание ТЗ силами Заказчика - почти всегда утопия, так как часто не способны и почти всегда - не заинтересованы. Ведь чем более размыто Задание, тем больше в процессе проекта можно хотелок впихнуть. Замкнутый круг или где-то есть выход? Может и не стоит тратить столько сил на детальную проработку ТЗ перед стартом проекта, а просто фиксировать объем: не более 10 флэш-упражнений, не более 300 статичных слайдов и так далее. В рамках этого объема фиксировать бюджет и далее уже реализовывать весь свой потенциал, удовлетворяя потребности заказчика :)

    ОтветитьУдалить